Научное руководство школьными проектами в рамках соглашения между ИФХЭ РАН и CОШ №2 пос. Старая Майна
Директор CОШ №2 пос. Старая Майна
Половинкина Татьяна Николаевна
Проекты
Коррозионная станция
«Старая Майна»
Станция функционирует как научно-исследовательский объект, интегрированный в систему коррозионных станций ИФХЭ РАН, а также как часть экомониторинга Старомайнского района и Ульяновской области. Станция спроектирована в ИФХЭ РАН и собрана руками школьников и педагогов СОШ №2. На станции осуществляется научно-исследовательский мониторинг учащимися 8-11 классов, а также проводятся занятия по дополнительному образовательному курсу проектной деятельности «Антикоррозия».

Научный руководитель, заведующий лабораторией гетерогенного синтеза тугоплавких соединений к.х.н. В. В. Душик
Школьной коррозионной станции исполнился год! Ребята снимают образцы материалов для отправки на исследование в Москву и подготовки новых к следующему учебному году.
Темы лекций
  • 1 Введение
    Определение, причины коррозии, виды коррозии, виды коррозионных поражений
  • 2-3 Электрохимическая коррозия
    Электродный потенциал, ряд напряжений металлов, электродные реакции, анодные и катодные, пассивность, коррозионный гальванический элемент, коррозия с водородной и кислородной деполяризацией
  • 4-5 Методы защиты от коррозии
    Принципы противокоррозионной защиты, разновидности методов, коррозионностойкие сплавы, электрохимическая защита, обработка коррозионной среды
  • 6 Защитные покрытия
  • 7-8 Методы коррозионных исследований
    Виды испытаний, показатели коррозии, аппаратура
Видеоуроки
  • 1
    Двойной электрический слой и электродные потенциалы
  • 2
    Механизм электрохимической коррозии
  • 3
    Методы защиты от коррозии, часть 1
  • 4
    Методы защиты от коррозии, часть 2
  • 5
    Методы коррозионных исследований
  • 6
    Защитные покрытия
Проект по изучению микробиоты Старомайнского залива и условий его летнего цветения
«Живая Волга»
В рамках проекта школьники проводят отбор проб воды из Старомайнского залива, анализируют их химический состав в школьной лаборатории и проводят работу с данными, полученными в дистанционных исследованиях собранных образцов в ИФХЭ РАН и Биотехнологическом центре УлГПУ. В рамках проекта проводятся занятия по дополнительному образовательному курсу проектной деятельности «Биохимия водных ресурсов».

Научный руководитель к.х.н. А. С. Сафонов
Темы лекций
  • 1. Загрязнение окружающей среды. Основные виды загрязнений. Предприятия, осуществляющие максимальное воздействие на биосферу.
  • 2. Мир ДНК. Основные подходы и методы анализа нуклеиновых кислот. Биология + информатика = биоинформатика.
  • 3. Химия и физика окружающей среды, методы изменения. рН, содержание кислорода, температура и др.
  • 4. Основные параметры природных вод, необходимые для развития организмов. Организмы экстремофилы.
  • 5. Микромир, как его увидеть. Методы микроскопии.
  • 6. Цианобактерии в окружающей среде: друзья или враги?
  • 7. Живые организмы на службе защиты окружающей среды. Биоремедиация.
  • 8. Радиоактивность в окружающей среде, с чем её едят и что нам за это будет?
Междисциплинарный проект
«История Старой Майны»
Междисциплинарный проект «История Старой Майны». В рамках проекта школьники проводят сбор исторических артефактов на территории Старомайнского исторического заповедника и анализ исторических ценностей из Старомайнского музея, а также работают с данными, полученными при исследовании этих образцов в ИФХЭ РАН. В рамках проекта проводятся занятия по дополнительному образовательному курсу проектной деятельности «Физика и химия – инструменты исторической науки».

Научные руководители:
д.х.н., профессор РАН А. А. Ширяев
к.х.н. И. Н. Сенчихин
Темы лекций
  • 1. Структура и состав вещества. Кристалл, стекло. Атомная решетка.
  • 2. Дефекты, примеси и другие несовершенства строения материалов.
  • 3. Электромагнитный спектр и разные методы изучения вещества. Различные уровни строения – от молекулы до объемных материалов.
  • 4. Рентгеновские методы исследования. Состав, строение.
  • 5. Что такое свет. Оптические приборы. Увеличение. Разрешающая способность. Пределы применимости светового микроскопа. Электронный микроскоп, история. Электронная микроскопия в искусстве и археологии.
  • 6. Электропроводящие материалы и диэлектрики. Взаимодействие электронов с поверхностью: обратно рассеянные и вторичные электроны, рентгеновское излучение.
  • 7. Устройство электронного микроскопа, электронная оптика. Построение изображения. Растровый электронный микроскоп (РЭМ). Практическая часть: демонстрация РЭМ, пробоподготовка, режимы высокого и низкого вакуума, «естественной среды».
  • 8. Рентгеноспектральные измерения. Элементный микроанализ на базе растровой электронной микроскопии. Практическая часть: подготовка образца; регистрация изображений и EDX-спектров, их интерпретация.
Видеоуроки
  • 1
    Введение в археометрику, часть 1
  • 2
    Введение в археометрику, часть 2. Виды излучения
  • 3
    Виды излучения, часть 2
  • 4
    Пробоподготовка археологических артефактов
  • 5
    Рентген-флуоресцентный анализ
Видеопрактикум
  • 1
    Подготовка образца для исследований
Видеолекции по общему курсу
  • 1
    Структура и состав вещества. Кристалл, стекло. Атомная решетка.
  • 2
    Дефекты кристаллического строения
  • 3
    Рентгеновские методы исследования состава и строения вещества
  • 4
    Знакомство с микроскопией
  • 5
    Растровый электронный микроскоп
  • 6
    Энергодисперсионный анализ